postheadericon От первых слов до первых стихов

Способность общаться одна из важных компонентов гармоничного развития ребенка. Когда же ребенок начинает говорить? Этот вопрос для многих родителей является одним из самых главных в первые годы жизни малыша.

Когда ребенок начинает говорить первые слова?

Нередко на плановом приеме у педиатра молодым мамам задается вопрос, сколько слов может сказать годовалый ребенок. Это не совсем корректное утверждение тянется из прошлого, когда существовали строгие возрастные таблицы. На сегодняшний день принято придерживаться примерных сроков развития речи. Один ребенок способностью владения речью осваивает довольно рано, другой – молчун от природы. В зависимости от темперамента дети начинают разговаривать в разное время – в среднем, 1-3 года.

Подготовка к первому слову проходит достаточно долго. Все время до этого момента ребенок разговаривает «по-своему». Процесс развития речи условно разделяют на три этапа:

  • Первый подготовительный этап— крик, гуление и лепет. Свое первое «агу» кроха может произнести уже в 1,5 месяца. С этого момента ребенок нуждается в большем общении с родителями. С 6-8 месяцев начинается активный лепет. Это еще не слова, но слоги дают возможность развивать звуковую и эмоциональную окраску речи. В первый период уже можно читать ребенку короткие стихи, рассказывать маленькие сказки. Чем раньше начать активное общение с малышом, тем раньше он заговорит. Развитие мелкой моторики так же способствует развитию речи. Для этого можно легко разминать ручки младенца и делать с ним пальчиковую гимнастику.
  • Второй этап — начинается глобальное восприятие отдельных слов. В 8-9 месяцев ребенок может «отвечать» на простые вопросы «где мама?», «это мячик?», используя жесты. Лепет становится более длительным, добавляется звуковая окраска, начинается повтор простых звуков («ба-ба-ба», «ма-ма-ма»), которые потом превращаются в короткие слова. Их произношение еще небезупречно, но ребенок уже вкладывает смысл в эти слоги. В этот период можно добавить новые занятия для развития мелкой моторики. Предложить малышу отыскать маленький кубик в чашке с горохом, размять тесто для лепки или ощутить кинетический песок. Все занятия с мелкими предметами нужно контролировать, чтобы избежать проглатывания их ребенком. Так же не стоит забывать о чтении, стихах, песенках и считалок для детей.
  • В третьем периоде (1,5-2 года), ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь, по просьбе может выполнить простые поручения. Ребенок настойчиво указывает на интересующие его предмет с просьбой назвать его. Формируется конкретно-образное мышление. В этот период закладывается пассивный словарный запас.

Может пройти еще несколько месяцев, прежде чем понимание речи перейдет в устную форму и появятся первые небольшие предложения.

Почему ребенок долго молчит. В становлении речи есть свои особенности. Их необходимо учитывать, помогая ребенку сказать первые слова. Например, замечено, что мальчики начинают говорить намного позже девочек. Это объясняется более гибкой женской нервной системой.

Не всегда проблемы со здоровьем (неврологического характера, нарушение слуха и др.) тормозят развитие речи. Специалистами выделены наиболее частые причины отставания детей в этом направлении:

  • Плохая координация движений пальцев рук и развитие мелкой моторики.
  • Переучивание левши в правшу
  • Отсутствие или недостаточное общение родителей с ребенком
  • Неблагоприятная домашняя обстановка
  • Чрезмерная опека родителей.

            Развитие речи – непростое дело как для ребенка, так и для родителей. Если общаться с ребенком, правильно организовать занятия и оказывать ему помощь в этом нелегком труде, можно вскоре услышать первые предложения или даже стихи своего малыша. Желаю вам успехов в воспитании вашего малыша!

Оставить комментарий